Слова «коня на скаку остановит» не так уж метафоричны. Героиня нашей рубрики «Скрытые таланты» Альбина Танашева может не только остановить коня, но и показать мастерство джигитовки. Она профессиональная наездница, артистка цирка и тренер по верховой езде. В интервью 7LADIES Альбина рассказала о своих самых сложных трюках, о том, как с труппой объездила всю Америку и почему работа с лошадьми стала её главным вдохновением.
Альбина, как Вы поняли, что работа с лошадьми — это Ваше призвание?
Всё началось с цирка. Там моя мама работала в фойе, а я смотрела репетиции артистов, в том числе программы по джигитовке. Это когда наездник во время скачки на лошади выполняет акробатические и гимнастические тюрки. Тогда как раз сформировалась группа «Амазонки», в которой выступали только девушки со сложными «мужскими» трюками. Руководителем коллектива был Улугбек Зарипов.
Я не пропускала ни одной репетиции: выучила все номера, комбинации упражнений, названия трюков. И в какой-то день директор цирка подошёл к моей маме и спросил: «А что она тут бегает? Пусть учится крутить хулахуп или жонглирует. Мы её в Индию отправим, только сначала надо общую физподготовку (ОФП) пройти».
«Ну ничего, пару падений с лошади — и ты сама уйдёшь оттуда»
Мама не могла представить, что среди всех направлений в цирке я выберу джигитовку, которая наравне с воздушными номерами считается самой сложной. Конечно, она была против. Тогда я не стала перечить и начала ходить на занятия по ОФП, а после бегала на джигитовку — тренировалась и заботилась о лошадях. Спустя почти полгода наступило время сезонного открытия цирка, и мне пришлось сознаться маме, что я тренировалась тайком. Она такого не ожидала, но всё же смирилась и разрешила мне заниматься дальше: «Ну ничего, пару падений с лошади — и ты сама уйдёшь оттуда». Так, настояв на своём, я стала амазонкой.
«Сколько моих слёз повидало закулисье… У меня не получалось, я плакала, потом снова возвращалась на манеж»
Сложно было научиться трюкам?
Кому-то цирковое искусство освоить легко, кому-то сложнее. Мне даже простые «дамские» элементы давались с трудом. В том числе лёгкий трюк — комплимент (комплимент — обращённое к зрителям приветствие. — Прим. ред.): вы сидите верхом и на галопе переносите ногу на другую сторону, затем, зафиксировавшись в седле, одну руку поднимаете вверх. Сколько моих слёз повидало закулисье… У меня не получалось, я плакала, потом снова возвращалась на манеж. Тренер переживал вместе со мной. Я упорно продолжала заниматься и в итоге закрепила результат так, что в любой момент могу выполнить этот и другие отработанные трюки идеально.
Помните свой первый выход на манеж?
Да, конечно! (Смеётся.) Я очень волновалась, не видела ни одного зрителя — всё плыло по кругу. Казалось, что выполняю идеальный комплимент, улыбаюсь, а на самом деле у меня было испуганное лицо. Уверена, все на трибунах поняли, что я новичок.
Родители приходили на Ваши выступления?
Мама — да, а вот папа не видел ни одного моего выступления вживую. Хоть он у меня и хирург-травматолог, но смотрел джигитовку только на видео, я ему отправляла диск.
Какой самый сложный трюк Вам приходилось исполнять?
Усложнённый трюк «под живот» — с ним мы попали в Книгу рекордов Китая в 2008 году. Мы выполняли его втроём: одна девочка стоит в стойке, другая ложится в обрыв поперёк лошади, а я под животом — и всё это на галопе. В таком положении мы должны были зафиксироваться на круг, а затем я садилась в седло и скакала ещё один круг. Вместе с подготовкой у нас получалось где-то десять кругов, восемь из которых я висела под животом лошади.
«Каждое выступление — это переживание, страх и волнение»
Другой сложный «мужской» трюк называется «вертушка». Чтобы его выполнить, девушке необходимо тренироваться в разы больше. Нужно было на скаку, отталкиваясь ногами от земли, запрыгнуть на лошадь, поворачиваясь на 180 градусов. А после улыбнуться залу и сделать красивый комплимент.
Я слежу за цирковым миром: за все эти сложные трюки девушки пока не берутся. Что делала я, в мире ещё никто не повторил. Этим горжусь.
Выполняя такие сложные трюки, Вы совсем не чувствуете страха?
Каждое выступление — это переживание, страх и волнение. Когда я только начала заниматься джигитовкой, сердце колотилось от начала до конца шоу. Сейчас я умею собирать и направлять эту энергию в правильное русло — на внимательность.
Правда, знаете, при всех моих трюках у меня страх высоты. Один раз меня уговорили выручить коллектив и стать воздушной гимнасткой. Сейчас вообще не понимаю, как я согласилась. Номер назывался «Волосы». В мокрые волосы вплеталось кольцо, чтобы можно было зацепиться за него карабином. Затем нас поднимали под купол цирка на высоту около десяти метров, где мы выполняли акробатические трюки. Адреналин зашкаливал, но приходилось улыбаться, делать комплимент и надеяться, что оборудование и мои волосы выдержат. Сердце чуть не выскакивало из груди, а когда я зашла за кулисы — ноги были ватные.
Такая нагрузка на волосы! Было больно?
Да, конечно. Сначала я думала, что будет больно голове, но после номера заболела шея. Через несколько дней всё прошло. В любом случае, отработав, я гордилась собой, потому что переборола страх. В таких ситуациях тренируется сила воли и характер.
А в Америке я исполняла трюк «пирамида». Он делается так: на двух скачущих рядом лошадях стоят мужчины, а мне нужно запрыгнуть и встать ногами им на плечи и зафиксироваться на высоте примерно второго этажа. Причём, когда я выполняла этот трюк, страха не было. С лошадьми по-другому, наверное, потому что я их чувствую.
Расскажите подробнее о своей работе в Америке?
В 2013-м меня пригласили на работу в США, в старейшем цирке страны — Ringling Bros. and Barnum & Bailey. О нём даже есть фильм, который называется «Воды слонам». Я проработала там до 2017 года, а потом из-за протестов зоозащитников стало невозможно выступать с животными — и цирк закрыли. Хоть мы и хорошо заботились о наших подопечных, ничего нельзя было поделать. Я улетела домой. Но почти сразу мне предложил контракт небольшой цирк Garden Bros. В то время под давлением Greenpeace оказались только крупные цирки, а мелкие не трогали. Там я выступала с номерами по джигитовке год, и в начале 2019-го вернулась в Ташкент.
В каких странах Вы ещё выступали?
В Китае у нас были короткие контракты с группой «Амазонки» в 2007-м и с другим коллективом — в 2012 году. В провинции Гуанчжоу мы выступали в большом парке Chimelong — популярном среди туристов месте. Там у нас были очень высокие нагрузки. Наши выступления заканчивались поздно, а рано утром мы, невыспавшиеся, шли на тренировку. Я даже прибавила там в весе из-за ненормированного графика. Ещё, может, климат повлиял: повышенная влажность, постоянно тянуло в сон.
«Я только сейчас полностью осознаю, насколько мне повезло в жизни выбрать именно этот путь»
К тому же у нас сложилась стрессовая ситуация. Нас в коллективе было трое, и спустя две недели одна девочка сломала ногу. Тяжеловес породы шайр поскользнулся и упал, когда она была в седле. Представьте, огромный конь два метра в холке — и нога осталась под ним! Мы каждый день ездили к ней в больницу, переживали. В итоге всё обошлось и она поправилась.
При таком плотном графике Вам удалось посмотреть те страны, где выступали?
Знаете, я только сейчас полностью осознаю, насколько мне повезло в жизни выбрать именно этот путь. Спасибо моим родителям, которые не были против и поддержали. И я благодарна цирку за возможность путешествовать! Я усердно трудилась, тренировалась, осваивала сложные трюки, мне предлагали заграничные контракты. Ведь не так просто попасть в Китай или Америку. Я побывала в каждом штате: мы жили в поезде во время гастролей с цирком по США, гуглили достопримечательности и отправлялись с коллективом на прогулку. Я привезла в Ташкент целую коллекцию магнитов из каждого города, где побывала, — весь холодильник в них.
«Меня ничто не вдохновляет и не даёт такого удовольствия, как работа с лошадьми»
Когда контракты закончились, Вы вернулись в Узбекистан и решили взять перерыв. Почему?
Я думала, что хочу попробовать что-то новое. Думала, может, «наскакалась» и хватит. Пора выходить замуж или заняться другим делом. Но меня ничто не вдохновляет и не даёт такого удовольствия, как работа с лошадьми. Поэтому через полгода я снова стала обучать верховой езде в «Конном дворике». Параллельно тренирую молодого коня по кличке Адмирал. Он очень резвый; у него родители рысаки: папа — американский, а мама — орловский.
Адмирал пока ещё молод для верховой езды. Лошадь под седло ставят с трёх лет, а ему всего год. Поэтому мы отрабатываем с ним команды, он уже выучил: «рысь», «галоп», «остановиться», делает поклоны.
Вы собираетесь с ним выступать или для души?
В первую очередь — для души, и у меня есть идеи для новых номеров. Например, хочу объединить в одно выступление воздушную гимнастику и джигитовку. В моём представлении это выглядит так: выезжаю на манеж верхом, мне опускают кольцо, я на нём в воздухе выполняю акробатические трюки, а после спускаюсь и работаю с Адмиралом.
За рубежом периодически поднимается тема жестокого обращения с лошадьми, будь то съёмки фильма или конный спорт. Скажите, как с этим у нас?
Не знаю внутреннюю кухню других конюшен, но могу сказать, что в нашей есть правило: бить лошадей категорически запрещено. Конечно, бывают очень строптивые животные, но у нас есть морковка, рафинад и время. Лошади — наши подопечные, мы умнее их, поэтому нам нужно донести до них информацию, пусть и не с первого раза. А если ты не можешь объяснить лошади свою мысль — не садись в седло.
«Чтобы ощутить эту свободу в полной мере, надо отпустить поводья и раскинуть руки в разные стороны»
Помимо тренировок в манеже, Вам удаётся выезжать на природу? Может, чтобы побыть наедине с собой?
Знаете, иногда я так делаю, когда мне нужна перезагрузка. Я сажусь верхом, мчусь галопом. Такое единение с конём, что даже своего тела не чувствуешь — мышцы работают на автомате. Чтобы ощутить эту свободу в полной мере, надо отпустить поводья, раскинуть руки в разные стороны. Ветер в лицо, скорость и адреналин. Лошадь тоже рада пробежаться в полную силу.
В Узбекистане много девушек, которые занимаются верховой ездой профессионально — артистки цирка или спортсменки-конницы?
Если сравнивать с другими странами, то немного. Знаете, в 18 лет ко мне пришли свататься и сказали: «Нам не нужна келинка-наездница». Я тогда опешила, но всё равно выбрала лошадей — не смогла бросить цирк и верховую езду. Сейчас уже всё по-другому. Девочки получают образование, строят карьеру, и меня это радует. Среди моих учеников много девушек.
«Поначалу все чувствуют страх, неуверенность, а потом, когда начинается рысь, галоп, человек кардинально меняется»
Что посоветуете тем девушкам, которые хотели бы попробовать заняться верховой ездой, но не могут решиться?
По своему опыту я всем советую заниматься любимым делом. Поначалу все чувствуют страх, неуверенность, а потом, когда начинается рысь, галоп, человек кардинально меняется. Это совершенно другие ощущения, когда вы можете управлять лошадью, когда она вас понимает и вы владеете ситуацией.
Слушайте своё сердце, даже если вас отговаривают. Когда вы окружаете себя чем-то любимым, будь то дело жизни или хобби, то всё получается!
Текст: Дарья Морозова
Фото: Руслан Марданов
Стиль: Таисия Чурсина
Бренд: TAIS & I