Skip to main content

Что может быть более тривиальным в наше время, чем стереотип «женщине не место за рулём»? Давайте скажем спасибо прогрессу, благодаря которому это выражение давно устарело. Мы же едем дальше: героиня нашей традиционной рубрики «Скрытые таланты» спешит всех удивить и готова дать фору даже самым опытным водителям — ведь она профессиональная гонщица. Жажда скорости, любовь к автомобилям и острым ощущениям — всё это про Сусанну Мукурдумову. В интервью редакции она рассказала, как стала кандидатом в мастера спорта, зачем начала заниматься организацией автогонок, и объяснила, почему карт быстрее Lamborghini.

  • Расскажите о себе. С чего началось Ваше увлечение автомобилями?

Я родилась в Ташкенте, как и мои родители. Мой отец был одним из создателей Ташкентской автомобильной федерации в 1996 году. Он сам был спортсменом-автогонщиком. Тягу к автоспорту мне привил именно папа.

  • Вы, будучи ребёнком, копались в машине вместе с отцом?

Да, всё было именно так. Я ползала по машинам и приходила домой, испачкавшись в мазуте и бензине. Обожаю запах бензина! Из-за того что вся моя жизнь связана с автомобилями, я даже могу отличить качественный бензин по запаху. Всё как у парфюмеров!

  • Вы настолько хорошо знаете механику автомобилей?

Как бы это ужасно ни звучало, но я, будучи женщиной, могу разобрать и собрать мотор.

  • Важно ли для пилота досконально знать «внутренности» автомобиля?

Очень важно. Пилот должен понимать работу двигателя и «внутренний мир» автомобиля в целом, потому что в случае неисправности ему необходимо предотвратить и устранить проблему. Человек, который выбрал эту стезю, просто обязан разбираться во всех нюансах.

Кстати, по запаху выхлопных газов опытный пилот может понять правильность настройки двигателя. Это неотъемлемая составляющая в нашем деле. Например, если вы будете печь пирог, то запросто сможете определить по запаху, что он подгорает, и вам не обязательно заглядывать в духовку, чтобы убедиться в этом. Вот и у нас точно так же, образно говоря.

  • А чем занимается мама?

Мама — домохозяйка. Она прожила с отцом долгое время и уже привыкла ко всем издержкам профессии: запаху бензина и масла, моторам и так далее. В семье я не единственный ребёнок, но такой неординарной получилась только я. (Улыбается.)

Сусанна Мукурдумова, 7ladies.uz

  • Вы с детства хотели стать автогонщицей?

Если честно, у меня очень интересная жизнь — я всегда была творческой личностью. После школы закончила Республиканский специализированный музыкальный академический лицей имени В. А. Успенского, играю на флейте и фортепьяно.

Однако музыки мне оказалось мало, и я захотела стать патологоанатомом. После школы я поступила в Ташкентский медицинский колледж имени П. Ф. Боровского, на факультет акушерства и гинекологии, и успешно окончила его. Это не конец истории: потом мне захотелось стать юристом, но пройти на это направление не получилось. После неудачи с юриспруденцией я поступила в текстильный на конструктора-технолога швейных изделий и его тоже успешно окончила.

Мне никогда не было интересно фокусироваться на чём-то одном, поэтому я искала себя в разных направлениях. А сегодня я начальник детского оздоровительного лагеря — это моя основная работа. Я очень люблю детей. Но это не всё, что составляет мою жизнь. После смерти отца я продолжила его дело в Ташкентской автомобильной федерации, под эгидой которой организовываю соревнования. Сама неоднократно участвовала в гонках и являюсь кандидатом в мастера спорта, знаю всю кухню изнутри.

  • Чего должен добиться спортсмен, чтобы стать кандидатом в мастера спорта по вашему направлению?

Существует разрядная система. Если спортсмен занимает на определённых соревнованиях призовое место, то ему присваивают разряд. Так, ступенька за ступенькой, победа за победой, я дошла до звания КМС.

  • На какой максимальной скорости Вы ездили?

300 км/ч на мотоцикле, но в качестве пассажира. Я очень хочу приобрести спортивный мотоцикл, но пока что не готова решиться на такую покупку. А на машине я разгонялась до 260 км/ч.

  • Какие машины предпочитаете?

Мне нравятся классические марки типа Mercedes. В обычной жизни я езжу на Daewoo Gentra.

Но моя главная любовь — Subaru. Когда-то я купила себе Subaru Impreza WRX STI. Машина сейчас находится в Москве, и я не могу её перевезти из-за больших цен на растаможку. Это единственная марка, которую я просто обожаю! Я даже делаю себе маникюр с логотипом Subaru.

  • Автомат или механика?

Очень люблю механику, но из-за высокого трафика была вынуждена выбирать автомат.

  • А что за автомобиль выбрали для фотосессии?

Это Mercedes 1939 года, который достался мне от отца. Машина на ходу, но я на ней не езжу из-за высокого трафика на дорогах. Мне хотелось объединить классику и современность на фотосессии, поэтому я надела гоночную форму — и получился такой контраст.

  • Отличается ли езда на картинге от езды на дороге?

Я считаю, картинг дал мне хорошую школу — первая гонка у меня была в десять лет. Я даже дату помню — 8 августа 1998 года. Тогда я заняла третье место.

Все пилоты, которые добиваются результатов в автоспорте, обычно начинают именно с картинга. Тренировки на простейших автомобилях учат находиться за рулём, развивают реакцию и стратегию езды на дороге.

Сейчас я, посмотрев через две машины, понимаю, что едет дилетант, который представляет опасность для участников дорожного движения.

Очень хочу, чтобы подрастающее поколение занималось именно картингом, так как гонки помогают обрести все необходимые для езды навыки и научиться прогнозировать поведение других водителей на дороге.

Сусанна Мукурдумова, 7ladies.uz

  • В обычной жизни на дороге предпочитаете аккуратное вождение или «шашки»?

Предпочитаю спокойную и аккуратную езду. Настоящий пилот понимает, что на дорогах обычные люди, а не профессиональные спортсмены. Нет никакого смысла доказывать своё мастерство опасным вождением. Все эмоции и адреналин мы оставляем на гоночных трассах.

К тому же у нас в стране нет культуры вождения. Наши дороги — это сплошные нервы. Все кому-то сигналят, суетятся. Не скрою, я могу нарушать скоростной режим, потому что привыкла к скорости. Меня на 60–70 км/ч начинает укачивать. Я чувствую себя комфортнее при более быстрой езде.

  • А много ли в Узбекистане гоночных треков и трасс?

К сожалению, у нас нет трасс. Все соревнования мы проводим на Пскентском автополигоне, и он не совсем гоночный. Это испытательный полигон, где возможно проводить соревнования по драг-рейсингу — спринтерские заезды с участием двух автомобилей.

У нас очень много талантливых пилотов, которые выступают за пределами Узбекистана и показывают хорошие результаты. Хотелось бы рассчитывать на помощь государства в развитии автоспорта. Мы можем прославить наших гонщиков на весь мир и привлечь спортсменов и автолюбителей из других стран.

  • От чего зависит победа? От профессиональных качеств пилота или от прокачанности машины?

Важно всё. Сочетание двух этих критериев даёт лучший результат. У тебя может быть замечательный быстрый автомобиль, но из-за плохой реакции ты замедлишься на старте, а возможно, проиграешь и всю гонку. Если пилот недостаточно готов ментально и физически, то он не способен выдержать всей нагрузки и банально удержать руль. Важна каждая деталь.

  • Как к Вам относятся мужчины-пилоты? Есть предвзятое отношение?

У нас такого нет. Мужчины-пилоты относятся ко мне как к другу и коллеге. Если ты приходишь в автоспорт, в тебе остаётся очень мало девичьего, поэтому у нас нет никакого стеснения. И нет никаких поблажек.

Конечно же иногда трудно сдержать эмоции, но это бывает крайне редко. Даже я когда-то плакала, но в эти моменты отец говорил мне: «Если я ещё раз увижу слёзы, то это будет твой последний заезд».

Мне очень приятно, что в Узбекистане женщины могут на полную конкурировать с мужчинами.

  • Автоспорт — это дорогое удовольствие?

Да, очень дорогое, начиная от экипировки и заканчивая автомобилем.

  • А на каком автомобиле Вы соревновались?

На небольших машинах открытого типа, с открытыми колёсами. Многим кажется, что это прямо маленькие машинки, которые ещё и достаточно медленные, но это не совсем так.

Если организовать заезд между картом и Lamborghini на 50 метров, то с высокой вероятностью карт выиграет. Вес гоночного автомобиля без кузова небольшой, а двигатель мощностью более 50 лошадиных сил.

Картом тяжело управлять, но сносы бывают редко и возможны при плохой резине. Комплекта хватает только на одни соревнования, а его стоимость составляет порядка $300. Автоспорт дорогой — это правда.

  • Когда Вы решили завершить карьеру пилота? Почему приняли такое решение?

Я решила уйти в организацию заездов, занимаюсь этим уже более трёх лет. Чтобы соревноваться и показывать хорошие результаты, нужна активная подготовка. К сожалению, для тренировок сложно найти время чисто физически.

  • В Узбекистане много профессиональных гонщиков? Много ли среди них женщин?

Да, гонщиков очень много. В соревнованиях по драг-рейсингу приняли участие 65 человек. В автомобильно-кольцевых гонках примерно 30–40 пилотов. Картингистов — 130 человек, и только среди них есть женщины.

  • Насколько это трудно — заниматься организацией соревнований?

Чтобы вы понимали: всю свою зарплату я трачу на организацию соревнований. Для меня провести соревнования — это большая честь и ответственность, ведь я продолжаю дело своего отца и не могу подвести пилотов, которые так долго и усердно готовились к заездам, тратили своё время и средства. Я по-настоящему люблю это.

Сусанна Мукурдумова, 7ladies.uz

  • У Вас не возникает проблем с организацией безопасности?

Нет, никаких проблем не возникает. Я давно в этом деле и знаю все «подводные камни», которые могут как-то негативно повлиять на безопасность наших соревнований. Мы ставим заборы, нанимаем охрану. Спортсмены тоже бес покоятся о безопасности, поэтому покупают качественную экипировку, которая в критической ситуации может спасти им жизнь. К автомобилям у нас есть обязательные технические требования. Безопасность превыше всего.

  • Происходят ли во время гонок аварии? Случалось ли Вам попадать в аварию?

Не постоянно, но порой случаются. В страшные аварии я не попадала, на машине никогда не переворачивалась.

  • Какое самое зрелищное соревнование, которое Вы когда-либо организовывали?

Соревнования по драг-рейсингу, собиравшие десять тысяч зрителей. К сожалению, у нас нет средств, чтобы установить трибуны на полигоне. Однако, несмотря на неудобство, люди всё равно приходят, потому что им нравятся автогонки. Мы видим этот интерес и стараемся проводить как можно больше подобных мероприятий.

  • Вы участвовали в международных соревнованиях?

Да, в Казахстане и Киргизии выступала в турнирах по картингу.

  • У Вас много знакомых и друзей из сферы автоспорта?

Очень много. Интересно и необычно, но на личной жизни это не отразилось: я не замужем, у меня нет детей. К этому я подхожу очень спокойно. На всех мужчин из сферы автоспорта я смотрю исключительно как на друзей.

  • Какую роль автоспорту Вы отводите в своей жизни?

Это часть моего сердца, образ жизни. Это мой воздух. Я не могу жить без автоспорта и не представляю себя без него. Я влюблена в скорость.

Федерация, которая осталась от отца, — это мощный двигатель для меня. Несмотря на все трудности, запреты и прочие невзгоды, я никогда не отступлю и не остановлюсь. Это моя страсть. Это моя любовь.

Текст:
Фото: