Skip to main content

Женщины-водители в Узбекистане ещё несколько лет назад были редкостью. Сейчас представительниц прекрасного пола можно увидеть за рулём всё чаще. А Гузаль Миркаримова не только работает в MyTaxi, но и обучает девушек вождению. Она рассказала, почему решила связать свою жизнь с этим делом.

■ Женщин-таксисток нечасто встретишь в Узбекистане, да и в других странах. Считается, что работа в такси — мужское занятие. Как Вы пришли в эту профессию?

Мечта водить появилась в детстве. Когда в сериалах видишь женщин за рулём, то начинаешь интересоваться, как это — управлять машиной? И когда моя кузина получила права в 18 лет, то и мне захотелось научиться. Сперва я немного боялась, получится у меня или нет. На дороге опасно, а вдруг авария или ещё что…

Потом я вышла замуж, подряд родились трое детей. Муж сначала хорошо зарабатывал, затем у него начались проблемы на работе. Ему пришлось сидеть дома. А я как раз неплохо начала водить, поэтому пошла работать, приносить деньги в семью. Вообще по образованию я искусствовед, думала даже устроиться в институт, но решила, что лучше буду работать на себя.

■ Когда Вы начали работать в такси?

В 2015–2016 году. Права я получила в 26 лет, потом до 30-ти практику набивала. Я очень люблю машины. Одержима ими, как мужчины. Так что после 32 лет стала ещё и инструктором.

■ Вы только женщинам преподаёте?

У меня это хорошо получается — девочек настраивать. Сама не знаю, как это выходит, но мои ученики в автошколе говорят:

«Гузаль так мотивирует, что даже если страшно и кажется, что не смогу водить, то сажусь за руль, и оказывается, что могу и еду».

С мужчинами сложно, поскольку они всё-таки мужчины. Упрямые, более уверенные в себе. Не слушаются, до конца тебе не подчиняются. А с женщинами тяжело, потому что у них практики нет, а страх есть. Из-за неуверенности они ошибки допускают.

■ Кто лучше водит — мужчины или женщины? Извечная борьба.

Мужчины водят хорошо, они более рискованные. У них чутьё, с детства это в крови. Они же в машинки играют, увлекаются автомобилями очень рано. А женщинам сложнее из-за того, что они поздно начинают интересоваться вождением.

Таксистка Гузаль Миркаримова разрушила шаблоны о женщинах за рулем, 7ladies.uz

■ Я просто считаю, что женщины лучше водят, чем мужчины.

Это когда практику набьют и хорошо почувствуют, что это такое.

■ Они как будто более аккуратные, спокойные.

Нет, знаете, в этом плане вождение — как талант в любой сфере, должен быть хотя бы немного от Бога. Я не думала в детстве, что буду инструктором, что свою деятельность свяжу с машинами. Это от Бога, наверное, у меня такой дар: и водить, и как психолог внушать уверенность, и всё чётко объяснять. Такое не каждому дано.

Мне говорят, что у меня есть терпение. А без него нельзя на дорогу выезжать.

■ Да, здесь так водят, что без терпения никуда.

Я Вам одну историю расскажу. Сейчас я работаю инструктором частно. А пока ещё в автошколе была, то произошёл такой случай. Из Америки приехала женщина, пришла к нам и говорит:

«Дайте мне инструктора, чтобы позанималась со мной. Я в Америке спокойно вожу, а здесь, в Ташкенте, не могу. Как поворотник включаю — никто мне не уступает, никто меня не поддерживает, никто не соблюдает правила, оттуда едут, отсюда едут, и я теряюсь».

■ Ужасно хаотичные все!

Да. Опасное движение у нас. Ещё в центральных районах, где много камер, правила соблюдают, а чуть за окраину выезжаете — там уже сложнее.

■ Я сама давно вожу, но, когда приезжает женщина-таксистка, признаюсь Вам, чувствую неуверенность. Как на Вас реагируют пассажиры?

Менталитет такой, что спрашивают: «Почему Вы — женщина — поздно вечером ездите? У Вас мужа нет? У Вас что, какие-то сложности?» А я отвечаю, что могу это делать, поэтому делаю.

■ Бывало такое, что отказывались ехать, потому что Вы — женщина?

Да, было такое. Мужчины иногда не хотят ехать. А я им объясняю, что не нужно бояться женщину за рулём.

Если бы она была не уверена в том, что делает, то не продолжала бы этим заниматься.

Например, у моего мужа была машина. Он связист, сутки работает и два дня отдыхает. Мы ему подключили «Яндекс», чтобы он попробовал потаксовать. Не получилось, терпения не хватило. Говорит, что эта работа не для него.

Действительно, такси — работа не для всех. Нужно взаимодействовать с клиентами, быть в постоянном напряжении на дороге. У водителя должно быть старание, терпение и выдержка.

■ Вы расслабляетесь за рулём?

Да, я расслаблена за рулём. Конечно, если кто-то на дороге аварийные ситуации создаёт, начинаешь нервничать. Немножко выходишь из себя.

■ Бывает? Вас тоже выводят из себя?

Да, но я стараюсь ни на кого не орать. Иногда окно открою и скажу: «Брат, ты немножко тут ко мне залез». В ответ сразу извиняются.

А раньше, в молодости, мгновенно из себя выходила. Со временем человек учится себя контролировать. И я до этого не довожу. Если кто-то выходит на мою дорогу, я его быстро опережаю, чтобы себе лишние проблемы не создавать. Из каждой ситуации выхожу сама, и это меня уже не раздражает.

■ А как Ваш супруг относится к тому, что Вы таксуете?

Первое время, когда он дома сидел, спрашивал: «Зачем тебе это?» Когда я уже преподавать стала, то на работу приходил, ревновал к инструкторам-мужчинам. Потом увидел, что я только с женщинами работаю. Иногда мне два-три мальчика давали, попадались в группе, я старалась не показывать их карточки, чтобы не волновать мужа и лишний раз не объяснять всё.

«Я очень люблю машины. Одержима ими, как мужчины».

■ Потом рассказали?

Да, потом, когда сам увидел. Говорит: «Почему это мальчик!?» Я рассказываю, что ему 18 лет, он моложе меня. Но муж всё равно ревновал. А сейчас уже нет, привык, что благодаря этой работе я много денег приношу домой.

Муж зарабатывает, но мои доходы помогают семье. И ему тоже удобно, понимаете, потому что одному мужчине у нас в Узбекистане тянуть семью тяжело. Да, голодным не останешься, но позволить лишнее сложно. Поэтому он уже привык.

■ Тогда расскажите, что Вас бесит на дороге?

Если честно, когда кто-то плохо водит, ошибки допускает или неправильно ездит — это меня не бесит. Меня бесит отношение к женщинам как к водителям. Особенно со стороны мужчин-водителей. У них даже пословица есть: женщина за рулём — обезьяна с гранатой.

■ Больше женщин-водителей стало?

Да, больше. Наверное, в других странах давно уже так. В Узбекистане 5-6 лет назад тенденция появилась и сейчас растёт. Я 71-летнюю женщину учила водить.

■ 71-летнюю?!

Да, тётю Таню. Я говорила, что ей уже поздно, да она и сама боялась. У неё система кровообращения нехорошая, мёрзнут ноги, и из-за этого она не чувствовала педали. А их же нельзя нажимать резко.

Она пришла, потому что я научила водить её соседку Ирину, 54 года. У тёти Тани муж водил, мотался с ней туда-сюда, а потом ослеп на один глаз, и у них стояла новая машина без дела. Вот она и захотела сама водить. Но, конечно, после 50-ти надо задуматься, надо Вам это или нет? Тем более у нас такое опасное движение.

■ А было такое, что Вы конфликтовали с клиентами?

Да, было. Однажды женщина села в такси с ребёнком, устроилась на заднем сидении посередине и давай по телефону громко болтать. А я уставшая уже. Можно ведь как-то поаккуратнее и потише говорить, а у неё голос и тембр такой… И как специально посередине села, звенит мне в уши. Я ей замечание сделала: «Можно потише или, когда выйдете, потом разговаривайте». Она начала орать: «А что ты меня учишь? Я где хочу, там и разговариваю».

Потом мы её ребёнка завезли, видимо, к бабушке. И она дальше с подругой продолжает: «Ля-ля-ля», — что-то про Турцию. Если разговор несрочный, то нужно понимать, что это отвлекает водителя. Ещё ребёнок, когда выходил, говорит: «Мама, пока». А она не реагирует. Без конца на телефоне сидит. Я у неё поинтересовалась, почему она не попрощалась с ребёнком, а она снова начала кричать.

Считаю, что это невоспитанность. Потом я ей сказала: «Дай Бог больше с Вами не встречаться в жизни. Поставьте мне минус или вообще заблокируйте». Я тоже из себя вышла, наговорила ей всё, что хотела.

Таксистка Гузаль Миркаримова разрушила шаблоны о женщинах за рулем, 7ladies.uz

■ Гузаль, Вы говорите, что такси — это мужское занятие. Как думаете, на такой работе теряется женственность?

Теряется. Знаете, я раньше не нервничала и не курила. А с 32 лет начала курить из-за постоянного стресса. Человек становится немного мужественнее. Ты уже чувствуешь себя сильнее.

■ А дома успеваете бывать? С детьми время проводить?

Успеваю. Чаще в субботу и воскресенье. По паркам гуляем, их увлечениями занимаемся. Но мой муж, потому что дома, больше проводит времени с детьми.

«На такой работе теряется женственность».

■ Ничего Вам не говорит?

Если после 22:00 прихожу, то раздражается, если пораньше, в 18:00, и всё успеваю дома сделать, приготовить что-то, то ничего не говорит. Моя старшая дочка очень хорошо помогает. Но я стараюсь, чтобы она не сильно нагружалась.

■ А если гипотетически представим ситуацию, что Вас супруг полностью обеспечивает и Вам не нужно думать о деньгах. Будете дома сидеть?

Не знаю. Раньше сил больше было, а сейчас уже чувствуется, что энергия заканчивается. Я тоже хочу отдыхать. Если женщина всё время работает, то она оказывается в плену у своей работы. Но и когда всё время дома, то тоже нехорошо.

Вообще, я люблю с людьми общаться, со своими клиентами. Я вижу результат своего труда. Например, рядом со мной однажды проезжает девушка и говорит: «Привет, я ваша ученица». И я чувствую гордость, потому что с нуля её научила водить.

Текст:
Фото: