Skip to main content
В тени «Оппенгеймера» и «Убийц цветочной луны» остались фильмы, которые, вне зависимости от результатов церемонии, заслуживают внимания. Среди них: восточная элегия об эмиграции, зарисовка о мойщике японских туалетов, святочный рассказ о дружбе и камерная драма о последствиях запретной любви. Рассказываем подробнее о каждой картине.

«Прошлые жизни»

Темные лошадки «Оскара»: фильмы, которые вы могли пропустить, 7ladies.uz

Отличница На Ён (старшая дочь из семьи корейских интеллигентов) переезжает из Сеула в Торонто, затем, повзрослев, — в Нью-Йорк, чтобы учиться на сценарных курсах. Теперь её зовут Нора (Грета Ли), она сочиняет пьесы на английском и мечтает о Пулитцеровской премии. Вдруг в соцсетях к ней стучится Хэ Сон (Тео Ю) — давний школьный друг, с которым она в детстве гуляла под руку. Юноша, отслужив в армии, собирается поступать в инженерный вуз в Китае. Спустя 12 лет после расставания они общаются в зуме — и вдруг Нора, почувствовав старую влюблённость, прекращает созвоны, которые мешают её мечтам и работе. Пройдёт ещё 12 лет: Нора, жена американского драматурга Артура, встречает в дождливом Нью-Йорке Хэ Сона, который, взяв в отпуск, впервые в жизни прилетает в Штаты. Герои втроём гуляют по городу и ведут неловкие разговоры о том, как могла бы сложиться их жизнь, если б не эмигрантская разлука.

Темные лошадки «Оскара»: фильмы, которые вы могли пропустить, 7ladies.uz

«Прошлые жизни», впервые показанные на Санденсе-2023, сняла Селин Сон — театральный драматург и режиссёр: она работала в скрипт-руме сериала «Колесо времени», а до этого сочиняла и ставила пьесы с ощутимой долей автобиографизма. Её дебютный фильм, снятый при поддержке студии А24, тоже автофикшн: география перемещений, трудности перевода, короткие встречи и долгие проводы, даже кульминационный разговор героев за барной стойкой в Ист-Виллидже — всё подсказано личным опытом. Однако вся эта проза (поэзия?) жизни переосмысливается в философском ключе: недаром Нора вспоминает корейское понятие Ин-Ён — буддистский аналог слова «судьба», нечто вроде вселенской предопределённости, которая не даёт людям соединиться. Такой фатализм вкупе с азиатским стоицизмом героев (особенно Хэ Сона) придаёт картине сдержанную сентиментальную окраску. В целом режиссёру удалось уловить для своей истории очень точную интонацию (по всей видимости, сказался театральный опыт): в «Прошлых жизнях» нет надрыва, фальши, в диалогах то и дело возникают долгие выразительные паузы, а актёрская игра строится на сплошных полутонах и умолчаниях.

«Идеальные дни»

Темные лошадки «Оскара»: фильмы, которые вы могли пропустить, 7ladies.uz

Каждое утро стареющий уборщик Хираяма просыпается и отправляется мыть дизайнерские туалеты в центре Токио. В пути он слушает кассетную магнитолу, из которой звучит западная классика вроде Лу Рида; в обеденный перерыв сидит в парке и щёлкает на старую «мыльницу» дерево, а после работы ходит в общественную сауну, читает книги и ухаживает за ростками деревьев в уютной домашней оранжерее.

Темные лошадки «Оскара»: фильмы, которые вы могли пропустить, 7ladies.uz

Комментируя свой дебют «Лето в городе», Вим Вендерс рассказывал, что при разработке истории отталкивался от саундтрека: «Фильм возник из желания поместить на экран мой тогдашний хит-парад». Кажется, что «Идеальные дни», отдалённо похожие на кинохокку Джима Джармуша «Патерсон», тоже сделаны по такому принципу: здесь The Velvet Underground соседствует с The Kinks, а Патти Смит — с японским кавером на The Animals. Собственно, даже название фильма крайне музыкальное: оригинальное Perfect Days отсылает к одноимённой (разве что без финальной ‘s’) композиции Лу Рида, звучащей в фильме. «Идеальные дни», конечно, типично меломанское кино Вендерса, правда лишённое больших перемещений, в отличие от других роад-муви немецкого режиссёра. И главное, что одиночество здесь осмысляется в положительном ключе: для Хираямы оно не источник меланхолии, а единственное состояние, которое дарует ему внутреннюю гармонию.

«Оставленные»

Темные лошадки «Оскара»: фильмы, которые вы могли пропустить, 7ladies.uz

Америка, 1970-е. Косоглазый антиковед Пол Ханнэм (Пол Джаматти), зануда-историк из элитного новоанглийского колледжа Бартон, получает ректорский приказ — остаться на время рождественских каникул в кампусе и присматривать за неуехавшими студентами. Редкий ворчун и скупердяй, Ханнэм организует по утрам физкультурную муштру, а в дневное время сажает детей за учебники. Но благо, что накануне праздника ребята всё-таки разъезжаются по горнолыжным курортам, остаётся только Ангус Талли (Доминик Сесса) — несчастный второгодник, чьи родители больше озабочены личными проблемами, нежели своим ребёнком. А компанию этим двум «одиночествам» составляет колкая буфетчица Мэри, которая горюет по своему сыну, погибшему на вьетнамской войне.

Темные лошадки «Оскара»: фильмы, которые вы могли пропустить, 7ladies.uz

«Оставленные» — не первая college drama в 2023 году: в марте на телеканале AMC вышел «Счастливчик Хэнк» о затюканном завкафедрой английской словесности, которого, что называется, среда заела. Но Александр Пэйн (автор камерных трагикомедий, собравших ворох фестивальных наград) далёк от депрессивной «чеховщины» «Хэнка» и ближе к нежной интонации то ли Джерома Сэлинджера, то ли Джона Хьюза. Есть тут что-то и от «Святочных рассказов» Диккенса: недаром чёрствый «Косоглаз» Ханнэм, как и полагается по законам жанра, по ходу действия добреет душой и сближается с Ангусом. В остальном картина кажется краткой выжимкой предыдущих работ режиссёра. Частично основанный на старой французской комедии «Мерлюсс» 1935 года, фильм соединяет в себе элементы школьной драмы (Пейн уже работал в том же сеттинге в сверхуспешной «Выскочке»), роуд-муви (его герои много путешествовали в «Небраске»), а также экзистенциальной драмы (схожие настроения были в картине «На обочине», где, к слову, тоже сыграл Пол Джаматти). Но есть и важное новшество — это тщательно выстроенная ретростилистика, придающая ностальгическую теплоту всей истории, соединяющая олдскульные титры, зернистость плёночного изображения, а также старомодный саундтрек типа The Chambers Brothers и Кэта Стивенса.

«Май декабрь»

Темные лошадки «Оскара»: фильмы, которые вы могли пропустить, 7ladies.uz

В 1990-е Грейси стала звездой американских таблоидов, завязав роман со школьником Джо, который работал с ней в петшопе и учился в одном классе с её сыном. Отсидев за это срок, Грейси вышла на свободу, взяла Джо в мужья и родила ему троих детей. Спустя годы к ним в дом приезжает голливудская актриса Элизабет, планирующая сыграть главную роль в инди-фильме, который будет рассказывать о скандальной биографии Грейси. Элизабет, изучая её повадки, ищет правды в этих необычных отношениях — Грейси же надеется, что фильм заставит людей иначе отнестись к её выбору.

Темные лошадки «Оскара»: фильмы, которые вы могли пропустить, 7ladies.uz

«Май декабрь» (это английская идиома, означающая любовные отношения с большой разницей в возрасте) кажется двухчасовой вариацией на тему бергмановской «Персоны». Две протагонистки (одна из них — актриса), дом на берегу залива, тёмное прошлое, запретная связь, медленное превращение одного персонажа в другого, письма, зачитанные целиком на камеру, — всё оттуда. Но, как ни странно, Тодда Хейнса — фестивального любимца, много работавшего в жанре квир-кино, — совсем не хочется обвинять в эпигонстве. «Май декабрь», который удивительным образом балансирует на грани драмы Бергмана и эпатажной лавстори, чья тема и правда была подсмотрена в жёлтой прессе, — абсолютно самостоятельный фильм о том, как порой сложно отличить совместный выбор от выбора, сделанного одним человеком за двоих.

Текст: