Skip to main content
Выросшая в сиротском приюте девушка отказывалась верить, что впереди её ждёт что-то кроме немыслимой роскоши. Ещё в юном возрасте она поняла, как получить желаемое, и вовсю этим пользовалась. Однако жизнь то и дело подкидывала амбициозной француженке неприятные сюрпризы. Её звали Коко Шанель, и она преодолела все преграды на пути к пьедесталу мира моды.

Коко до Шанель

До самого последнего вздоха Коко Шанель, а если быть точнее Габриэль Бонёр Шанель, стеснялась своего нищего детства. Она всем врала, придумывая красивые истории об отце-авантюристе, лишь бы никто не узнал правду о трудностях и горе, которые ей пришлось пережить. Габриэль родилась в 1883 году в бедной многодетной семье. Её родители брались за любую работу, чтобы прокормить детей. При таком раскладе светлое будущее вряд ли светит. Но девочка даже не представляла, что испытания только начинаются.

Великая мадемуазель Коко Шанель, 7ladies.uz

После смерти матери 11-летняя Габриэль вместе с сестрой оказалась в приюте при монастыре. Там она столкнулась с лишениями, жёсткой дисциплиной и монотонной работой. Выйдя из приюта, Габриэль была уверена в том, что, во-первых, она не позволит себе быть бедной, а во-вторых, она знает, как шить.

В те времена женщины всё ещё продолжали затягивать талии в корсеты и переодеваться по нескольку раз за день для каждого приёма пищи. Шанель принимала правила игры, но уже была готова их изменить. Она понимала, что самый лёгкий путь выбиться в люди —роман с аристократом. Но для этого нужно, чтобы её заметили. Габриэль начала выступать с номером в кафе-шантане и запомнилась посетителям песней «Кто видел Коко?». Именно тогда её и стали звать Коко.

Ярких сценических данных у Шанель не было, поэтому она продолжала искать своё призвание. Вдохновителем оказался Артур «Бой» Кейпел — её самая большая любовь. Он поддержал Габриэль, когда она решила стать модисткой, и даже помог с открытием первого бутика дамских шляпок на улице Камбон в Париже. Бой и Коко поддерживали отношения на протяжении десяти лет. Их любовь оборвалась, когда Кейпел попал в автокатастрофу. Поскольку Шанель не была замужем и не могла носить траур, она заставила ходить в чёрном всех женщин Франции, сшив маленькое чёрное платье.

Великая мадемуазель Коко Шанель, 7ladies.uz

«Великую любовь тоже нужно пережить»

Революционерка, давшая женщинам возможность дышать

После Первой мировой войны общество сильно изменилось. Времена, когда у дам были служанки, будуары и платья со шлейфами, ушли в прошлое. Многие представительницы высшего света не могли себе позволить прислугу, а обычные женщины стали сами зарабатывать деньги, чтобы обеспечивать семьи. Именно тогда Коко Шанель создаёт простые свободные силуэты, для которых не нужно затягивать себя в корсет. А длина юбок (какой скандал!) поднимается до щиколоток! Но время размышлений о приличиях прошло, и Коко одну за другой реализует новые идеи, изменившие мир моды.

Великая мадемуазель Коко Шанель, 7ladies.uz

«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление».

 

Маленькое чёрное платье

О нём мы уже упомянули, но хочется рассказать подробнее. Строгое коктейльное платье и сегодня считается неотъемлемым атрибутом в гардеробе женщины. Появилось оно на свет в 1926 году. Редакторы Vogue прозвали его платьем «Форд» — в честь самой популярной тогда марки автомобиля. Бренд авто стал классикой среди мужчин, а платью было уготовано будущее «униформы для женщин со вкусом».

В чём-то журналисты оказались правы. Использовать однотонный чёрный было рискованно, ведь в те времена он не ассоциировался с шиком, а скорее, с трауром викторианской эпохи. Но вероятно, Коко чувствовала готовность общества к модной революции и пошла ва-банк. Однажды конкурирующий с ней кутюрье Поль Пуаре с сарказмом спросил у Шанель, намекая на цвет платья: «Кого вы оплакиваете, мадемуазель?» На что получил не менее острый ответ: «Вас, дорогой месье!»

Великая мадемуазель Коко Шанель, 7ladies.uz

Брюки

Шанель очень любила носить брюки, попросту заимствуя их у своих кавалеров. Другим представительницам прекрасного пола они тоже нравились как удобная одежда для работы. Именно этого и добивалась дизайнер — сделать брюки популярным предметом женского гардероба для активностей и спорта. В моду они входили очень долго: было непросто сломать стереотипы, но у Коко это получилось.

Великая мадемуазель Коко Шанель, 7ladies.uz

Трикотаж как тренд

В начале XX века никто не верил, что простой трикотаж, или по-другому джерси, можно сделать модным и актуальным. Однако у Коко на всё было своё мнение. Так, преимущественно из этой ткани была сшита первая коллекция Chanel для открытия бутика в Париже. Каково же было удивление постоянных клиенток модистки, когда вместо привычных шелков, атласа и вуалей они увидели материал, из которого шили панталоны! Но Коко была уверена в успехе и видела перспективу. Ткань не требовала особого ухода, легко драпировалась и подходила для нового образа жизни женщин.

Сумка 2.55

В 1929 году уставшая носить сумку в руках Шанель, вдохновившись военной формой, создала прототип своей знаменитой сумочки с длинным тонким ремнём.

Позднее Коко усовершенствует дизайн, заменит ремни на цепочку и представит миру прямоугольную сумку «2.55». Модный аксессуар получил название в честь даты создания — февраль 1955 года.

Великая мадемуазель Коко Шанель, 7ladies.uz

Тельняшка

Мало кто знает, что именно мадемуазель Шанель сделала тельняшку «общественным достоянием», «позаимствовав» её у британских моряков. Она ввела этот предмет одежды в свою морскую коллекцию 1917 года и попала в самое яблочко. Расцветка, крой, силуэт — новинка полюбилась абсолютно всем. Тельняшку активно носили голливудские и мировые звёзды. Вы наверняка видели фото Брижит Бардо, Одри Хепбёрн, Мэрилин Монро и Джейн Биркин в полосатой трикотажной рубашке с рукавами.

Великая мадемуазель Коко Шанель, 7ladies.uz

«Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит, она была одета идеально».

Коко после Шанель

Заработав признание, популярность, деньги и обзаведясь связями, Шанель узнала, каково это — всего лишиться. Вторую мировую войну она перенесла с большими потерями: пришлось закрыть ателье и покинуть Францию. Ей ещё долго будут припоминать сотрудничество с нацистами. Считается, что с их помощью она хотела вернуть полные права на выпуск парфюма Chanel № 5. Однако ей это так и не удалось.

Великая мадемуазель Коко Шанель, 7ladies.uz

Шанель покинула родину и до 1953 года жила в Швейцарии. Выгодные знакомства помогли ей избежать тюрьмы, вернуться в Париж и возродить из пепла своё любимое дело. Не обошлось без препятствий. Две первые послевоенные коллекции были восприняты очень холодно, а конкурентов появилось ещё больше. Говорили, что «старушка уже не та». Всем хотелось драйва, а модный дом Chanel переосмысливал образы 30-х годов. Только спустя три года женщины проникнутся ещё одной новой моделью от мадемуазель Коко и начнут скупать элегантные твидовые костюмы, состоящие из узкой юбки и обшитого тесьмой жакета без ворота. Среди особых почитателей образа оказались Одри Хепбёрн и Жаклин Кеннеди. Жена президента сделала этот наряд трагически известным, ведь в день смерти Джона Кеннеди на ней был именно розовый костюм Chanel.

Великая мадемуазель Коко Шанель, 7ladies.uz

«Оденьтесь дурно — и запомнят платье; оденьтесь безупречно — и запомнят женщину».

Скончалась Коко 10 января 1971 года от сердечного приступа в частных апартаментах отеля Ritz напротив знаменитого на весь мир Дома Шанель. К этому времени её империя моды ежегодно приносила 160 млн долларов, но в гардеробе знаменитого дизайнера нашли всего три вещи. Правда, это были такие наряды, которым позавидовала бы королева. Известного модельера похоронили на кладбище Буа-де-Во в швейцарской Лозанне. Надгробие могилы величайшей женщины в мире моды украшают пять львов: число «5» и лев — два самых любимых символа Коко Шанель.

Великая мадемуазель Коко Шанель, 7ladies.uz

«Я не понимаю, как женщина может выйти из дома, не приведя себя в порядок — хотя бы из вежливости. И потом, никогда не знаешь, может быть, именно в этот день у вас состоится свидание с судьбой. И лучше всего быть как можно более красивой в момент этой встречи».

Текст: