Фрида — деревянная нога
Магдалена Фрида Кармен Кало-и-Кальдерон родилась 6 июля 1907 года в фешенебельном пригороде Мехико. Её отец Карл Вильгельм был выходцем из семьи немецких ювелиров. В молодости он отправился в Мексику, где сменил имя на Гильермо, обвенчался с молодой мексиканкой и начал заниматься фотографией.
В красивом доме с внутренним двором, где жила семья Фриды, всем заправляла мать. За деспотичный нрав она получила прозвище Шеф. Матильда (так её звали), как старшая дочь в семье, где было одиннадцать детей, присматривала за своими братьями и сёстрами и совсем не знала материнской ласки, оттого ей было нечего предложить своим четырём дочерям и сыну.
В шесть лет Фрида заболела полиомиелитом. Вирус приковал непоседливую малышку к постели на целых девять месяцев. И хоть болезнь отступила, из-за атрофии мышц девочка осталась хромой. За это её стали называть Фрида — деревянная нога. Родители приложили немало усилий, чтобы дочь смогла жить нормальной жизнью. Благодаря передовым методам реабилитации: езде на велосипеде, роликах, занятиям греблей и даже борьбой — Фрида почти полностью восстановилась. Но одна нога так и осталась тоньше другой, из-за чего девочке приходилось надевать по несколько пар чулок, носить высокие сапоги и мешковатую одежду. Вероятно, игра в мяч и бокс повлияли на Фриду так, что она стала выбирать совсем не девичьи наряды, предпочитая юбкам брюки.
В 15 лет Фрида поступила в престижную Escuela Nacional Preparatoria (Национальную подготовительную школу), где училось 35 девушек и две тысячи юношей. Там она увлеклась медициной и назло стереотипам дружила в основном с молодыми людьми. Фрида даже вступила в кружок Los Cachuchas, все участники которого носили кепки. Вместе они прогуливали уроки, писали стихи, увлекались литературой и философией и до хрипоты обсуждали политику. А потом случилась автокатастрофа.
В автобус, на котором Фрида ехала со своим возлюбленным, врезался трамвай. Удар был настолько сильным, что железный поручень вырвался из креплений и пронзил тело девушки насквозь. Перелом позвоночника надолго приковал её к постели. Хоть Фриде и удалось выкарабкаться, она навсегда лишилась возможности иметь детей.
Именно после трагедии Фрида впервые взяла в руки кисти. Будучи оторванной от внешнего мира, она нашла утешение в живописи. Отец на заказ изготовил для неё специальный подрамник, который позволял писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, в которое она могла видеть себя. Так, первой картиной написанной легендарной Фридой Кало, стал автопортрет — и этот жанр будет главным направлением её творчества. Провокационные, чувственные, странные, в национальных платьях и мужских костюмах — на долю портретов приходится почти треть всех работ художницы.
Союз слона и голубки
В 22 года Фрида вышла замуж за художника Диего Риверу, который был почти вдвое старше её. Их сближали многое, но в первую очередь искусство. Однако не все родные одобрили такой брак — на свадьбу пришёл только отец дон Гильермо Кало. «Союз слона и голубки» — с горечью прокомментировали рождение новой семьи близкие Фриды.
После женитьбы некоторое время супруги жили в США, где Фрида осознала свою любовь к Мексике. Она сильно скучала по родине и начала даже в повседневной жизни носить национальные костюмы.
Брак Фриды и Диего был полон не только страсти, любви, интенсивных эмоций, но и многочисленных конфликтов. Супруги часто расходились и вновь сходились, однако их привязанность друг к другу оставалась неизменной.
Свои чувства к Диего Фрида выражала в картинах. Она посвятила мужу множество портретов и работ, отражающих их сложные отношения. Труднее всего художнице было смириться с мыслью, что она никогда не станет матерью. Кало пыталась забеременеть три раза, но все тщетно. Утверждают, что художница делала это назло мужу, который не хотел детей, но навредила только себе. Каждый раз она теряла ребенка, и в итоге чуть сама не лишилась жизни — врачам пришлось ампутировать часть покалеченной ноги.
Несмотря на все трудности, Диего и Фрида оставались вместе, оказывая друг на друга неоценимое влияние и вдохновляя на творчество.
Мексиканская икона феминизма
Считается, что Фрида Кало — яркий пример феминистки своего времени. Она отрицала стереотипы о роли женщины в обществе и противостояла консервативным ценностям. Однако и тут не всё так просто. В суждениях Фриды нередко встречались патриархальные предрассудки. Даже в юности она избегала дружбы с девочками, не считая их «крутыми». В проблемах с Диего она винила себя. На двойном портрете, написанном через два года после свадьбы, себе она отвела место второстепенного персонажа, в отличие от мужа, которого изобразила с гордо поднятой головой и кистями в руках.
И всё же именно Фрида Кало в своём творчестве исследовала темы женской идентичности, тела и материнства. С помощью живописи она выразила и затронула проблемы, с которыми сталкиваются женщины: боль, рождение ребенка, потеря близких и социальное неравенство. Её работы воспевали женскую силу и отражали собственные травмы.
Сочетая в себе уникальность, силу и яркий талант, Фрида стала символом мужества и эмансипации для многих женщин. Она доказала, что искусство может быть мощным инструментом в выражении гендерных проблем и борьбе за равноправие женщин.
Косы, монобровь и эпатаж
Гардероб Фриды Кало был таким же необычным и оригинальным, как она сама. Художница предпочитала традиционную мексиканскую одежду, широкий платок на голове, крупные серьги и ожерелья. Из-за своих физических травм она вынуждена была носить ортопедические корсеты, которые тоже стали частью её стиля. Важным элементом образа Фриды была причёска: она часто укладывала косы вокруг головы, украшая их цветами и лентами.
Ещё одна визитная карточка художницы — её монобровь. Сросшиеся на переносице густые брови значили для Фриды больше, чем любая другая особенность внешности. Они выражали протест против стандартов красоты и подчеркивали твёрдые убеждения Кало в том, что женщина — не просто дополнение к мужчине, а сильная личность. Поэтому художница специально подкрашивала брови и волоски над верхней губой чёрным карандашом, чтобы сделать их более выразительными.
Королева автопортретов
В работах Фриды Кало заметно сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами, за что художницу решили посвятить в сюрреалисты. В 1939 году её пригласили в Париж для участия в большой выставке. Несмотря на то, что поездка принесла ей мировую известность, Фрида осталась недовольна Европой: по мнению художницы, её работы неправильно поняли. «Я писала не фантазии, а только собственную реальность», — заявила Кало. Она не причисляла себя к сюрреалистам, а своих европейских коллег считала высокомерными и напыщенными.
Так или иначе вокруг символизма построена каждая из написанных Фридой картин. Учитывая интимный характер её произведений, их послания и мотивы могут показаться непонятными. Однако если посмотреть на картины через призму жизни художницы, то всё встанет на свои места. Мы подобрали пять известных автопортретов Фриды Кало, в которых ярко выражены мысли и эмоции, стоящие за ними.
«Автопортрет с терновым ожерельем и колибри»
«Две Фриды»
«Девочка с маской смерти»
«Маленький олень»
«Диего и я»
«Диего и я» можно назвать двойным портретом. Кало поместила маленькое изображение мужа в центр своего лба, чтобы обозначить место, которое он занимал в её сознании. Распущенные волосы почти душат художницу, а глаза полны слёз. Чувственный портрет написан в трудный период отношений супругов.
Источник мотивации
Искусство помогло Фриде Кало преодолеть самые тяжёлые переживания. Всем жизнь бросает вызовы, будь то потеря работы, эмоциональное выгорание или утрата близкого человека. Важно уметь преобразовать эти проблемы в возможности для роста и вдохновения.
Помимо картин неотъемлемая часть наследия Фриды — её цитаты. Они содержат в себе глубокую жизненную мудрость, которая может помочь лучше понять себя и окружающий мир.
- «Я рисую цветы, чтобы они не умерли».
- «Ноги, для чего вы мне нужны, когда у меня есть крылья, чтобы летать?»
- «В конце концов, мы можем выдержать гораздо больше, чем думаем».
- «Не стройте стену вокруг своих страданий. Они могут поглотить вас изнутри».
- «Ничего нет абсолютного. Всё меняется, всё движется, всё вращается, всё летит и уходит».
- «Страсть — это мост, который перенесёт вас от боли к переменам».
Последнюю свою картину художница назвала «Viva la vida!» – «Да здравствует жизнь!». В этом была вся Фрида Кало: даже незадолго до смерти она славила жизнь во всей её щедрости, изобилии и яркости.
Текст: Раксана Бабаева, Дарья Морозова