Правильное образование — это когда в первую очередь хотят учиться сами дети. Однако нередко бывает, что родители школьника ответственно подходят к организации учёбы, обеспечивают ребёнка всем необходимым, даже выстраивают его профессиональную траекторию… но благодарности и радости в глазах любимого чада нет. Напротив, его интерес к знаниям угасает, а уроки всё больше вызывают апатию и страх. Почему так происходит? Давайте проанализируем, от чего зависит мотивация к учёбе у ребёнка и как сформировать у него желание учиться.
«В школу не пойду! Уроки делать не буду!»
У большинства современных детей стремление к достижениям в учёбе снижается. Причём не только в подростковом, но даже в младшем возрасте. О чём это говорит? Скорее, не о низких умственных способностях, а о сумме навыков, знаний и стремлении к познанию. Согласитесь, чем интереснее школьнику учиться, тем выше его успеваемость.
Почему нет мотивации?
Главные причины — в большом желании родителей, чтобы ребёнок везде успевал и был лучше всех. А ещё — в недостаточно доверительных отношениях и пренебрежении дружественной поддержкой.
- Если ребёнок хорошо развивается и достаточно умён, это не значит, что он психологически готов к школе. Сначала он должен научиться подчиняться правилам и делать то, что от него требуется. Задача родителей — развить у малыша в дошкольном возрасте умение преодолевать себя.
- Отправляя первоклассника в лучшую школу, записывая его во множество секций, вы можете оказывать на чадо слишком большое давление. И столкнуться с противодействием.
- Конфликты с одноклассниками и обида на учителя из-за неприятного слова могут вызвать негативные последствия, если ребёнок вовремя не получит поддержку и с помощью близких не найдёт правильный выход из ситуации.
- В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах и проблемах в школе, потому что те занимают критическую позицию. Покажите своему ребёнку, что вы на его стороне.
- Дефекты в речи и поведении (заикание, дрожь и так далее) могут негативно повлиять на отношение к одноклассникам и к школе. Ребёнок будет бояться оказаться в центре внимания и быть униженным.
- Из-за скандалов в семье дети могут потерять интерес не только к учёбе. У них просто не будет хватать энергии, чтобы реагировать на проблемы в школе.
Работа над ошибками — вашими, а не ребёнка
Именно родители развивают в ребёнке желание постигать новое, формируя у него ещё в раннем возрасте желание учиться. Вдохновить маленького члена общества на усвоение знаний можно, заботясь о нём на протяжении всего процесса взросления и работая над собственными ошибками.
- Говоря малышу, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться, вы программируете его на неуспех.
- Связь и доверие между вами разрушатся, если в воспитании ребёнка вы прибегаете к запугиванию и обману.
- Завышенные требования чреваты проблемами в учёбе, так как не учитываются возможности ребёнка.
- Даря подарки за хорошие оценки, вы приучаете детей хорошо учиться именно ради этого, а не ради получения знаний. Не удивляйтесь, если в дальнейшем ваши просьбы будут выполняться только после получения желаемого.
- Большие нагрузки во внеучебное время приводят к полной потере интереса к школьным занятиям.
- Отсутствие единства в требованиях к ребёнку со стороны отца и матери — ещё одна ошибка воспитания, равно как игнорирование, высмеивание, сравнение с другими детьми или чрезмерная опека, подавление личности, физические наказания.
Чем я могу помочь?
Итак, не отдавайте ребёнка в школу рано. Помогите ему развить контакты со сверстниками: не лишайте его детского сада, прогулок во дворе и свободного времени. Учитывайте объективные возможности малыша: его соматическое состояние, особенности психики и умственного развития. У каждого они индивидуальны.
Если ваш ребёнок заявил, что хочет стать блогером, это не повод для критики. Разберитесь в его желаниях и разрешите ему быть собой.
Чёткая организация быта без принуждения, распорядок дня и посильные нагрузки станут хорошей мотивацией к учёбе. Бывает, что ребёнок не может вовремя сесть за уроки. Значит, приучайте его к самоконтролю.
Если вы сами в чём-то не реализовались, то дети не должны из-за этого страдать, живя вашими несбывшимися мечтами.
Придумайте для ребёнка игру, когда он не хочет учиться или у него что-то не получается. Посоревнуйтесь с ним, чтобы он увидел свои пробелы в знаниях.
Позвольте детям заниматься хобби, не навязывайте ваши представления о том, что им было бы интереснее.
Хвалите и поощряйте ребёнка, но не деньгами или дорогими подарками. Помните, что он имеет право принести из школы как пятёрку, так и двойку. Он не обязан быть отличником.
Показывайте на своём примере, как можно учиться новому всю жизнь, ведь вокруг так много увлекательного!
Интересуйтесь не оценками, а тем, как прошёл день вашего ребёнка. Что ценного, важного он получил на занятиях? Покажите ему, как можно применять полученные знания, и обсудите его мысли об этом.
Важно избегать ситуаций, когда вы говорите, что ребёнок написал работу отлично, в то время как школьный учитель поставил оценку «плохо». Иначе есть риск создать в детском сознании образ учителя-врага, и тогда от мотивации к учёбе и следа не останется.
Позаботьтесь о снижении уровня стресса в семье — так, чтобы школьник доверял вам и знал, что его услышат, а не преувеличат его проблемы.
Пробуйте раскрывать таланты ребёнка с разных сторон, давайте ему пространство для личного выбора, возможность проявить себя в новых, необычных условиях.
Позитивная атмосфера в семье и поставленные цели, позволяющие школьнику понять, к чему он стремится, способны с головой вовлечь его в учебный процесс.
Хорошие результаты показывает метод постепенного усложнения, когда мать и отец поэтапно, а не сразу повышают уровень сложности заданий. И ещё — после их выполнения дают ребёнку обратную связь. Так он сможет понять, что он делает правильно и что может улучшить.
Если родители регулярно что-то читают с интересом, дети наверняка захотят последовать их примеру. Только выбирайте книги, подходящие ребёнку по возрасту. А литературу из школьной программы можно обсуждать вместе, чтобы научить пересказывать произведение и выделять главную мысль.
Вместо того чтобы решить за ребёнка сложную задачу, лучше создать такую ситуацию, когда он сможет сделать часть задания самостоятельно. Например, похвалите его и попросите найти ошибки, которые всё же есть. Так вы создадите для него зону ближайшего развития.
Только заинтересованный родитель может сформировать у школьника желание учиться. Помните: никогда не поздно начать выстраивать отношения на основе доверия и понимания!