Моя младшая дочь ненавидела новый детсад, куда ей пришлось пойти после переезда в другой город. Она пришла в группу, где все дети давно знали друг друга. Долго не могла влиться в коллектив, не играла с другими ребятами, почти ни с кем не общалась. Каждый день в саду был для неё испытанием. По утрам она плакала и просила оставить её дома. Мы хотели было нанять нянечку, чтобы не подвергать ребёнка такому стрессу, но однажды всё изменилось. По словам дочери, во время обеда она услышала, как девочка рядом говорила о своём любимом мультфильме. Наша тоже его обожала и решила поделиться своими мыслями. В итоге они подружились и стали, как говорят, не разлей вода.
К сожалению, не у всех бывают «хеппи-энды». Некоторые дети не умеют общаться с другими ребятами, становятся изгоями, подвергаются травле в детском саду или школе. Иногда такой буллинг приводит к самым печальным последствиям, когда у ребёнка начинаются серьёзные психологические проблемы.
Взаимодействие с другими людьми, умение общаться и строить отношения — важнейшие навыки, которые помогут ребёнку не только в детском саду или школе. От этого во многом зависит формирование личности: наличие проблем в коммуникации со сверстниками может отразиться на самооценке, породить неуверенность в своих силах, обиду или даже агрессию. И напротив, если ребёнок научится выстраивать социальные связи, это поможет ему чувствовать себя увереннее в любом коллективе.
Родители, разумеется, могут помочь этому. Во-первых, стоит внимательно наблюдать и вовремя замечать проблемы. Во-вторых, создавать условия, в которых ребёнок будет иметь возможность взаимодействовать с ровесниками.
Как развеять страхи ребёнка и помочь социализироваться: 10 подсказок
- Предложите ролевую игру, в которой ребёнок сможет изображать нескольких персонажей и попадать в разные ситуации, помогающие ему понять, что страх или неловкость в общении можно преодолеть.
- Проведите мастер-класс по рисованию или лепке, где дети смогут выразить эмоции через творчество и обсудить свои страхи в непринуждённой обстановке.
- Полезна будет игра-квест с участием нескольких детей, где они помогут друг другу решать задачки и вместе идти к цели.
- Почаще организовывайте игры на улице или в помещении, чтобы дети делали что-то в команде. Это научит их доверять друг другу и взаимодействовать в коллективе.
- Организуйте кукольный театр или театрализованное представление, где дети будут выступать перед сверстниками и показывать навыки актёрского мастерства. Это поможет им преодолеть страх перед публичными выступлениями.
- Отправляйтесь в поход на природу, чтобы дети исследовали новые места и ситуации. Это расширит их кругозор и покажет, что мир вокруг не такой страшный, как кажется.
- Ходите в игровые центры или просто встречайтесь с другими семьями, у которых есть дети. Игра — это основной способ, с помощью которого ребёнок учится общаться, делиться, ждать своей очереди, следовать правилам, разрешать конфликты и сотрудничать.
- Запишите ребёнка в творческие кружки или на развивающие занятия — желательно те, которые будут ему интересны.
- Поощряйте хорошее поведение ребёнка и адекватно реагируйте на негативные ситуации, если они случаются, — без криков и скандалов, которые непременно остаются в памяти у детей.
- Задавайте вопросы о друзьях ребёнка. Поддерживайте его попытки установить контакты, заявить о себе и выразить свои чувства, помогайте найти общий язык с другими детьми.
Как понять, что у ребёнка есть проблемы с выстраиванием отношений
Не всегда дети прямо говорят о проблемах в общении. Если что-то не так, важно это вовремя разглядеть. Почаще наблюдайте, как ребёнок взаимодействует с окружением.
Сигналы в поведении, на которые стоит обратить внимание:
- избегает контактов с другими детьми, предпочитает играть в одиночестве;
- не умеет устанавливать и поддерживать дружеские отношения с одноклассниками или сверстниками;
- испытывает трудности в коммуникации, не умеет поддерживать беседу, выражать свои мысли и чувства;
- часто попадает в конфликтные ситуации или сталкивается с негативными реакциями со стороны других детей;
- не проявляет интереса к участию в коллективной деятельности;
- испытывает чувство неуверенности, страх перед общественными мероприятиями или социальной активностью.
При появлении подозрений, что у ребёнка проблемы, попробуйте поговорить с ним об этом по душам, выяснить, всё ли в порядке. Если обсуждать эту тему он не хочет, но вас всё равно что-то тревожит, обратитесь за помощью к педагогу или психологу.
Не стоит забывать и о том, что главный образец для вашего ребёнка — это вы сами. То, как вы общаетесь, принимаете решения, умеете слушать других, выражать свои мысли и чувства, — всё это ребёнок будет невольно считывать и перенимать. Покажите ему лучший пример. Не грубите окружающим, не ругайте других за глаза, проявляйте заботу о близких, приглашайте в гости друзей, учите ребёнка разрешать конфликты и находить компромиссы. Возможно, в процессе обучения детей вы увидите свои недостатки и станете чуточку лучше.