Даже сегодня далеко не каждая актриса может сказать: «Не помню, когда я не была знаменита», а Элизабет Тейлор бросала эту фразу журналистам, ожидавшим её у служебного входа театра, как само собой разумеющееся. Может быть, именно эта безграничная уверенность в себе, целеустремлённость и неповторимый шарм и помогли ей завоевать Голливуд?
Первый и слишком ранний успех
У родителей Элизабет не могла родиться обычная дочь. Отец — успешный арт-дилер, мать — актриса. Неудивительно, что с раннего детства девочка проводила время на съёмочных площадках, в девять лет начала сниматься во второстепенных ролях, а в двенадцать к ней пришёл первый успех. Но ничего не давалось ей легко. Целеустремлённость юной Элизабет в те, да и последующие, годы поражает, а настойчивость её матери даже немного пугает.
Первый фильм, принёсший будущей звезде славу, назывался «Национальный бархат» (1944) и рассказывал о наезднице, которая готовится к национальным скачкам. Самое сложное, что предстояло сделать Элизабет для этой роли, — это вырасти и набрать вес. Режиссёр и продюсеры даже отложили съёмки, чтобы дать начинающей актрисе время как следует подготовиться.
«За три месяца я выросла на три дюйма. Эта целеустремлённость (или, если хотите, упрямство) — такая же часть меня, как и цвет моих глаз»
Зато любовь к лошадям играть не пришлось. К ним у Тейлор была невероятная привязанность с раннего детства. Когда ей было всего три года, у неё уже был свой пони, а после завершения съёмок в «Национальном бархате» ей позволили оставить лошадь себе. Животное стало для неё верным другом на целых 11 лет.
«Я считаю, что некоторые из лучших исполнителей главных мужских ролей были собаками и лошадями»
Хотя Элизабет и занималась верховой ездой, на съёмках она получила серьёзную травму позвоночника, беспокоившую её до самой смерти. Это далеко не единственное, что стало оборотной стороной славы. Актриса подписала со студией контракт — рабский, как она его позже называла. А её дом превратился в ад из-за отца, который завидовал достижениям маленькой дочери и поднимал на неё руку, когда был пьян. Всё, что у неё осталось, — это кино.
«Всё на свете заставляет меня нервничать, кроме съёмок в кино»
Голливудская звезда
Её первая главная роль привлекла много внимания, и сам фильм получил две статуэтки «Оскар», однако ещё очень долго критики скептически относились к юной звезде. Только в 1951 году она заставила говорить о себе в позитивном ключе. Фильм «Место под солнцем», где она снялась с Монтгомери Клифтом, изменил и её собственное представление о профессии. Элизабет никогда не брала уроки актёрского мастерства, но именно эта роль заставила её глубже проработать образ своей героини. В итоге фильм не только продемонстрировал большой драматический дар Тейлор, но и поставил её в один ряд с другой яркой актрисой… Мэрилин Монро.
«Знаешь мой девиз? Ешь, пей и веселись, потому что завтра снова работать»
В следующих ролях Элизабет показывает такой класс актёрской игры, что сцены с её участием снимаются с первого дубля, а партнёры по фильмам теряются на её фоне. Она играет всё более и более сложные роли, порой неоднозначные, вызывающие противоречивые отзывы как зрителей, так и критиков. И уже в 1961 году получает свой первый «Оскар».
Внимание критиков — это одно, а интерес прессы — совсем другое. Студия сделала с юной Тейлор то, что сейчас бы посчитали совершенно недопустимым. Каждый её роман становился поводом для масштабной пиар-акции, а любой выход в свет — газетной сенсацией. Она будто и не представляла себе жизни без громких заголовков, скандалов и шика. Многие её знакомые сходились во мнении: Элизабет оставалась звездой всегда.
Le scandale
Тейлор была на вершине карьеры, когда ей предложили роль Клеопатры. И что это был за скандал! Начнём с того, что актриса получила баснословный по тем временам гонорар за съёмки — миллион долларов. Можно только догадываться, как студия решилась на такое.
«Если продюсер настолько глуп, что предлагает мне миллион долларов за фильм, я не настолько глупа, чтобы отказаться»
Съёмки фильма Тейлор позже будет называть самым хаотичным периодом своей жизни. Именно во время работы над этой картиной случился её страстный роман с актёром Ричардом Бёртоном, сыгравшим Марка Антония. На студии ухватились за эту новость и стали ещё больше накручивать прессу, сливая подробности их отношений. И произошло то, чего раньше не было: le scandale привёл не к провалу фильма, а к аншлагам в кинотеатрах. Все хотели посмотреть на Элизабет и Ричарда в одном кадре.
Их отношения продлятся 14 лет и поставят актрису на грань психического срыва. Все эти годы супруги бурно подогревали интерес прессы к своему браку. То, к чему Элизабет привыкла, Ричарду давалось тяжело. Взаимные упрёки, ревность, скандалы, бесконечные болезни актрисы привели к неминуемому разрыву.
«Очень странно, что годы учат нас терпению: чем меньше у нас времени, тем больше наша способность ждать»
После успеха «Клеопатры» Тейлор ещё больше стала экспериментировать, что сначала дало свои результаты. Она получила второй «Оскар» за фильм «Кто боится Вирджинии Вулф?». В 60-х годах она была самой высокооплачиваемой актрисой, но позже потеряла лидирующие позиции, снявшись в ряде проходных картин.
Быть чем-то большим, чем Элизабет Тейлор
С чем актрисе точно не повезло, так это со здоровьем. У неё постоянно что-то болело, и она часто обращалась к врачам. Тейлор считала удачей, что вообще продолжает жить — её сильно мучила старая травма позвоночника.
«Покажите мне человека, который болел больше и серьёзней меня и при этом ещё жив — и я встану перед ним на колени, которые, правда, давно не гнутся»
Бороться Элизабет приходилось не только с собственным телом, но и теми, кто комментировал её внешность. С годами актриса начала набирать вес, снижать который становилось всё сложнее. Но характер помогал ей выходить из неприятных ситуаций. Она всегда считала, что тонкая талия и стройные ноги — это далеко не единственное, за что нужно любить женщину.
«Крупным девочкам нужны крупные бриллианты»
На закате карьеры к актрисе, окружённой роскошью, пришло понимание, что она не хочет быть просто голливудской звездой. Она нашла себя в благотворительности и сделала огромный вклад в развитие медицины. Таким образом, Элизабет Тейлор запомнилась нам не только как талантливая, успешная актриса и невероятно красивая женщина, но и как человек с огромным сердцем.
«Я ненавидела свою славу, пока не поняла, что могу использовать её во благо»
Интересные факты:
- Элизабет Тейлор родилась с ресницами в два ряда и глазами фиалкового цвета, поэтому у неё такой выразительный взгляд
- Она стала первой актрисой, получившей гонорар в миллион долларов
- В 1999 году Американский институт киноискусства включил Тейлор в список ста величайших звёзд. Она заняла седьмую строчку
- Своим главным богатством и достижением актриса называла четверых детей, десятерых внуков и четверых правнуков